Статьи » Проверка аккумулятора

Проверка аккумулятора

1. Необходим внешний осмотр батареи. Корпус и клеммы должны быть целыми. Если боковые стенки вздутые (выпуклые), значит, аккумулятор сильно разряжался в холодное время года.

2. Необходимо отвернуть пробки аккумулятора или снять общую крышку так, чтобы можно было увидеть уровень электролита во всех банках. Существуют герметичные неоткрывающиеся (полностью необслуживаемые) батареи, которые не следует пытаться открывать.
  Неоткрывающийся АКБ
3. Уровень электролита во всех банках должен быть выше пластин примерно на 1 см. Обычно, снижение уровня электролита происходит в результате испарения воды, особенно летом, когда температура под капотом может достигать 80°С, а также в результате неправильной работы генератора, когда поступающее напряжение U с генератора на АКБ больше 14,4 В (норма U=13,8 – 14,4 В для 12В систем электрооборудования, и, 27,6 – 28,4В для 24В систем электрооборудования).
 
В случае низкого уровня электролита в АКБ доливают только дистиллированную воду! Электролит – это смесь серной кислоты и дистиллированной воды в соотношении 3:1. Испаряется только вода, а серная кислота не испаряется и остается в батарее. Если же добавить электролит, то концентрация кислоты увеличивается и ее излишек разъедает пластины, что приводит к снижению срока службы АКБ.

Электролит добавляют только в случае, если аккумулятор вытек или был слит!

После добавления дистиллированной воды аккумулятор необходимо заряжать, особенно в холодное время года. Это обусловлено тем, что плотность электролита снизилась и может превратиться в лед, в результате чего лед расширяется и сминает пластины, что приводит к их осыпанию и короткому замыканию. В итоге батарея выходит из строя.
 
4. Далее проверяем плотность электролита ареометром. Необходимо замерить плотность (ρ) в каждой банке. Ареометр погружают в банку, нажимая на грушу, выпуская воздух. После чего отпускают грушу, и ареометр заполняется электролитом. На поплавке имеется разметка, показывающая плотность жидкости. Верхний уровень жидкости показывает плотность электролита.
 
 
Плотность во всех банках аккумулятора должна быть одинаковой и не должна различаться более чем на 2 деления. Ниже приведена таблица, позволяющая определить степень заряженности батареи по плотности электролита.
 
Степень заряженности АКБ, %
Плотность электролита при T=25°C, г/см3
100 1,28
75 1,25
50 1,22
25 1,18
0 1,12
Если в одной или нескольких банках плотность ρ значительно меньше, значит, скорее всего, эта банка неисправна. Чаще всего из строя выходят крайние банки.

Если при проверке плотности ареометром цвет электролита мутный, грязный  –  это, означает, неправильную эксплуатацию АКБ.  Осадок коричневого цвета в электролите и коричневый налет на пробках свидетельствуют о систематическом перезаряде АКБ. А осадок черного цвета о систематическом недозаряде.
 
5. Проверка АКБ нагрузочной вилкой или тестером. Нагрузочная вилка позволяет определить напряжение разомкнутой цепи (Uраз) и напряжение замкнутой цепи (Uзам).  А тестер только напряжение разомкнутой цепи (Uраз).
 
Uраз – это разность потенциалов между выводами «+» и «-» батареи. Провод от нагрузочной вилки подсоединяют к «минусу» аккумулятора, а вывод, измеряющий напряжение разомкнутой цепи (Uраз), к «плюсу».  По  показателю напряжения определяют степень заряженности батареи:
 
Степень заряженности АКБ, %
Напряжение разомкнутой цепи Uраз, В
100 12,7
75 12,4
50 12,2
25 12,0
0 11,7
Далее проверяют аккумулятор под нагрузкой. Это имитация запуска двигателя. Провод от нагрузочной вилки подсоединяют к «минусу» аккумулятора, а вывод, измеряющий напряжение замкнутой цепи (Uзам), к «плюсу». Клеммы батареи замыкаются на 5-10 секунд, не более, так как в этот момент происходит разряд батареи. В течение этого времени напряжение замкнутой цепи Uзам не должно упасть ниже 9В.

Если же Uзам резко падает ниже 9В, тогда батарея либо сильно разряжена, либо неисправна (для того, чтобы узнать разряжена батарея или неисправна, до проверки напряжения проверяют плотность электролита).

В момент проверки батареи под нагрузкой следует внимательно смотреть в банки. Если при этом одна из банок начинает кипеть (идут пузырьки, бурление), значит это замыкание банки, аккумулятор восстановлению не подлежит, требуется замена батареи! 

Бывают случаи, когда батарея сильно разряжена и под нагрузкой кипит одна или несколько банок. В этих случаях, чтобы точно определить, исправен АКБ или нет, необходимо батарею как следует зарядить.
 
 
Доставка
Утилизация
ремонт_АКБ